Эксперт оценил проблемы и перспективы индивидуального пенсионного капитала
Омск, 13 июня - DIXINEWS.
Реформа накопительной пенсионной системы была начата властями в 2013 году. Но после возникла неуверенность - что придёт ей на смену?
В 2016 году Центробанк и Минфин представили концепцию индивидуального пенсионного капитала. Согласно идее, обязательные взносы со стороны работодателя будут заменены добровольными взносами самого работника, а также предусматривается софинансирование со стороны начальства. Эти взносы уже не собственность государства, и граждане смогут их передавать по наследству или инвестировать, пишет в "Московском комсомольце" старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков.
Сначала размер взноса составляет 0%, но с каждым годом вырастает на 1%, пока не достигнет 6%. Гражданин может полностью отказаться от взноса или установить его размер в промежутке до 6%. Именно на эти взносы будет установлен налоговый вычет, и они не будут облагаться налогами. Работодателям предлагают налоговые стимулы за софинансирование этих накоплений. Кроме того, индивидуальный капитал будет застрахован на долгий срок и без лимита.
Как заявил министр финансов Антон Силуанов, подобная схема позволит увеличить пенсии до уровня 60% от прежней зарплаты при существующем нормативе в 40%. Достоинства данной системы в том, что она не снижает существующих социальных обязательств государства по страховым пенсиям и по ранее сформированной накопительной части пенсии.
Если смотреть с макроэкономической точки зрения, то индивидуальный пенсионный капитал обеспечивает экономике "длинные деньги", которые в свою очередь послужат источником долгосрочных инвестиций. Подобная система существует в США, Великобритании и Швеции, и, безусловно, будет развивать финансовую грамотность россиян.
Жаворонков уточняет, что, по последней информации, Минфин близок к выработке окончательных формул соответствующего законопроекта. Он может быть принят уже в 2019 году, а заработать в 2020 году. Однако есть ряд вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
Во-первых, как будут совмещаться старые накопления, размер которых превысил 4,3 трлн рублей, и новые, будут ли они интегрироваться? Вероятно, будет предусмотрена такая возможность, которая сделает новый инвестиционный инструмент более привлекательным для будущих пенсионеров.
Во-вторых, как впишется новая система в наше консервативное законодательство? Российские власти упоминают норвежский государственный пенсионный фонд, что обеспечивает среднюю доходность на уровне свыше 5% годовых. Но правила инвестирования его таковы, что он может инвестировать в облигации других стран и крупных компаний. Возникает вопрос, почему российские пенсионные фонды не имеют хотя бы части такой свободы?
И, в-третьих, большинство вопросов связаны с непубличностью принятия решения. Пенсионная реформа, оказавшаяся весьма болезненной для граждан, показала, что принятие важных решений без публичного обсуждения подогревает недовольство и вызывает различные слухи. Поэтому, министерству финансов и правительству было бы верно начать общественное и экспертное обсуждение вопроса об индивидуальном пенсионном капитале, а уже потом публиковать базовый законопроект, резюмирует эксперт.